Принципы
Реальные тенденции в педагогической практике
на рубеже веков отчетливо направлены в сторону реализации ее классической
модели, служившей в последнее время разве что дидактическим либо
идеологическим подспорьем. Речь идет о тройном расслоении целостного
педагогического процесса на образование (передачу
упорядоченного знания о том или ином предмете деятельности),
обучение (процесс, направленный на овладение обучающимся
формой деятельности с данным предметом) и воспитание
(формирующее причастность ученика к системе идеалов, ценностей и
интересов, которые порождают цели, критерии и ограничения
его формы деятельности).
В XX веке "образование" практически
стало синонимом педагогики в целом, отодвинув остальные две части
триады на задворки. Информационный взрыв нанес непоправимый удар
по этой монополии. Предпринимались разнообразные попытки ее сохранить
в виде различных концепций и систем перманентного самообразования
и переподготовки кадров. Тщетность этих попыток становится очевидной
по мере развития глобальных информационных сетей типа Интернет.
Любые знания о любом предмете либо в ближайшей перспективе станут,
либо уже стали общедоступными. Подлинная проблема - в их самовозрастающей
необозримости, уже неустранимой никакими априорными классификациями
и систематизациями.
"Изучение современной экономики" в начале
XXI века имеет для отдельного лица не больше смысла, чем "изучение
Галактики". Факторами, конструктивно ограничивающими поиск
в безграничном море знаний о предмете, становятся рамки конкретной
формы деятельности с данным предметом и идеальные инварианты
культуры, стоящие за целеобразованием.
Это, конечно, не означает конца системы образования,
но означает необходимость его самосознания и профессиональной специализации
в рамках указанной триады единого педагогического процесса.
Из сказанного выше следует, что подготовка предпринимательских
кадров в ИКП должна иметь трехслойный характер, осуществляться на
трех уровнях:
- теоретическом (предметно-ориентированном);
- методологическом (деятельностно-ориентированном);
- идеологическом (ценностно-ориентированном).
Иными словами, процесс подготовки включает три
существенно различных компоненты:
- образование (получение знаний о предмете
деятельности);
- обучение (овладение соответствующими формами
деятельности);
- воспитание (приобщение к системе ценностей культуры,
порождающей цели этой деятельности).
|