Схема участия предпринимателей в деятельности
ИКП
Принцип действия учебного модуля, созданного Центром
корпоративного предпринимательства на базе Государственного университета
- Высшей школы экономики, проще пояснить с помощью аналогии.
Институт построен как сельскохозяйственный кооператив, где в роли
кооператоров и их подсобных хозяйств выступают сами предприниматели
со своими бизнес-структурами, земля и посевной материал (студенты
и учебная база) предоставляются государством (университетом), а
необходимые орудия производства и агротехника (концепция и педагогическая
модель, преподаватели, гуманитарные технологии) закупаются в городе
(Русский институт).
Личное участие предпринимателей в подготовке кадров
для самих себя имеет принципиальное значение для избранной педагогической
модели. Вклад предпринимателей в деятельность учебного модуля состоит
в общем случае из трех частей.
Корпоративный вклад - участие организаций и проектов,
руководимых или представляемых предпринимателем, в осуществлении
стажировок студентов или иных элементах учебного процесса.
Личный вклад - прямое участие предпринимателя в учебном
процессе в том или ином качестве.
Финансовый вклад - расходы на поддержание учебного
модуля, отнесенные к числу выпускников ИКП, принятых на работу данным
предпринимателем в текущем учебном году.
Можно выделить три уровня глубины вовлеченности предпринимателя
в педагогический процесс. Каждый последующий отвечает более глубокому
"переделу", уровню "обработки исходного материала"
(по аналогии с обрабатывающей промышленностью), то есть подготовленности
молодых предпринимателей и их адаптации к конкретным условиям работы
в данной корпорации.
Первый уровень.
Предприниматель организует стажировку студентов в своей корпорации
или проекте. ИКП предоставляет в его распоряжение набор типовых
моделей организации стажировок, базирующихся на накопленном опыте
подобной работы. С его помощью делается выбор (либо синтез) подходящей
модели и ее адаптация к конкретным условиям. ИКП также производит
подбор по базе данных подходящих кандидатов в стажеры из числа студентов
третьего уровня обучения ИКП (примерно соответствует
четвертому курсу университета), исходя из согласованных требований
и условий. Участие предпринимателя в разработке и адаптации модели,
в отборе кандидатов, а также личное общение со студентами в ходе
решения ими практических задач являются обязательным условием.
Второй уровень.
С учетом опыта стажировок проясняются недостатки в практической
подготовке и психологической адаптации стажеров, которые целесообразно
устранить не во время работы в корпорации, а еще до ее начала, на
подготовительной стадии. Этой цели в ИКП служит система мастер-классов
- проходящих в свободной форме, преимущественно аудиторных, по возможности
регулярных занятий практической направленности со студентами второго
уровня обучения ИКП. В их рамках возможно изучение и обсуждение
тех или иных жизненных ситуаций из практики предпринимателей, использование
интерактивных методов, включая деловые игры, решение не только учебных,
но и практических задач. ИКП предлагает в качестве методической
основы ряд типовых моделей на базе уже действующих мастер-классов,
производит совместно с предпринимателем набор студентов с использованием
технологии Объединенного семинара ИКП, а также оказывает руководителю
мастер-класса необходимую методическую и организационную поддержку,
в том числе разрабатывает и поддерживает его виртуальную кафедру
на сайте ЦКП. Важнейший итог этого уровня - выбор из числа наиболее
способных студентов мастер-класса кандидатов на стажировки будущего
года. Выбор осуществляется лично предпринимателем либо с его участием.
Выбирать стажеров можно из числа студентов как собственного мастер-класса,
так и параллельных, ведущихся другими предпринимателями, участвующими
в проекте.
Третий уровень.
Работа предпринимателя со студентами в системе мастер-классов позволяет
выявить наиболее важные (с точки зрения запросов практики) пробелы
и слабые точки в фундаментальном, общеуниверситетском слое подготовки
студентов. Для их устранения организуются полномасштабные циклы
лекций подготовленных предпринимателей, цель которых - обрисовать
наиболее важные элементы и проблемы предпринимательской деятельности,
наиболее важные или распространенные классы предпринимательских
схем. Лекции, как правило, читаются студентам первого уровня
обучения ИКП. По итогам тестирования и экзаменов производится
конкурсный отбор кандидатов для занятий в системе мастер-классов
на будущий год. ЦКП организует интеграцию предпринимателей, ведущих
курсы, в учебный план университета в качестве его профессоров, а
также создает на их виртуальных кафедрах модули дистантного обучения
для использования студентами региональных учебных центров ЦКП. В
роли практических участников учебного процесса предприниматели получают
рычаги и возможности напрямую влиять на его состав и структуру,
исходя из интересов своей корпорации, а также ИКП в целом.
Из этой упрощенной схемы видно, как шаг за шагом формируется
учебный модуль, своеобразный переходный отсек между действующим
государственным университетом и рядом предпринимательских коорпораций.
В его рамках предприниматели осуществляют функции многоступенчатого
конкурсного отбора лучших студентов, их планомерного "доучивания"
и практической подготовки к предпринимательской деятельности, а
также модификации общеуниверситетского учебного цикла с учетом запросов
корпораций, ведущих стажировки. Таким образом, ИКП - это поэтапное
наращивание совместного кадрового, информационного и интеллектуального
потенциала, формируемого в содержательном взаимодействии группой
корпораций, и параллельно - его адресное использование для решения
конкретных проблем развития каждой из них. В этом смысле учебный
модуль ИКП - не просто собственность каждого из учредителей,
но внутреннее подразделение его корпорации, в работе которого заинтересованно
участвуют остальные учредители.
|