Стенограмма
выступления В.А. Фадеева на мастер-классе 18 мая*
* Данный текст является стенограммой
и не проходил первичную редактуру
Мы подошли к необходимости попробовать организовать стажировку.
Нас интересуют как можно более старшие студенты (скорее всего не
2-й и 3-й курсы - слишком мало опы-та), которые быстро войдут в
курс дела и в перспективе останутся работать у нас. В этом смысле,
эти стажировки не только ознакомительные, для нас, это прежде всего,
попытка возместить дефицитность реальных кадров.
Медиа союз (МС). МС - это общественная журналистская организация,
призванная обеспечить связь власти, бизнеса и общества.
Сегодня на медиа рынке существует достаточно большое количество
общественных организаций, большая часть которых имеет целью охрану
прав человека. Самая известная из них - это Союз журналистов, который
в последнее время был на виду в связи с конфликтом вокруг НТВ. Эти
организации финансируются олигархами, которым важно поддерживать
определенный позиционный градус в стране. Безусловно, такие структуры
важны и нужны, но их недостаток в том, что они неконструктивны.
С точки зрения нынешнего состояния об-щества, нынешнего этапа его
развития, эти организации выполняют второстепенную работу. Они пытаются
охранять свободу слова в то время, как ее еще нет, она только создается.
По-этому возникает симуляция деятельности. На самом же деле, в стране
не хватает первых гормонов, а люди уже пытаются работать над вторыми.
Конструктивной, то есть нечто создающей, журналистской организации
на сегодня в стране нет. Ей должен стать МС, который несколько месяцев
назад был создан в качестве некоммерческого партнерства. Президентом
МС является Александр Любимов. Валерий Фадеев - глава гильдии деловой
журналистики.
МС призван обеспечить связь власти, бизнеса и общества, то это и
есть первый гормон. Что такое связь? Власть довольно бурно относится
к бизнесу, она плохо относится к крупно-му бизнесу - к олигархам,
потому что ей не нравится система, которая выстроена сегодня олигархами,
когда государство является элементом бизнеса. Однако это отношение
перено-сится на весь российский бизнес, что весьма вредоносно, так
как 90% российского бизнеса никакого отношения к олигархам не имеет.
Власти надо объяснить, что бизнес не весь такой, он состоит не только
из Березовского, Гусинского и др. Бизнес боится власти и не хочет
иметь с ней дело. Общество (в широком смысле) не понимает, что такое
бизнес, оно думает, что бизнес - это люди, которые постоянно их
обманывают и хотят что-то урвать. Изменить эти представления - первая
задача МС.
Другая задача этого МС. Приведем пример. Сегодня Украина "болтается"
между Запа-дом и Россией. Скорее всего, она будет притянута в сторону
России. Украину надо как-то оприходовать, она ничья. Надо сделать
так, чтобы она стала нашей. Как сделать так, чтобы интересы нашего
бизнеса были бы максимально там удовлетворены? Чтобы решать пробле-му
интеграции России с Украиной назначен В.С. Черномырдин. Этот процесс
должен иметь информационное обеспечение. Это - не просто информационное
сопровождение, мы долж-ны показывать наши интересы там, должны поддерживать
интересы наших компаний, когда они работают на Украине. В этом есть
очевидная заинтересованность конкретных бизнес структур, их коллективов
и т.д.
Вот примерный спектр задач МС. Чтобы эти задачи решать, он должен
как-то соргани-зоваться. Съезд учредителей будет только в июне,
где будет учрежден МС. Но съезд - это не реальная работа, а только
празднование.
Каков главный элемент МС? Главный элемент МС - это сеть. Необходимо
создать сеть из изданий, журналистов и журналистских организаций.
Возьмем, например, гильдию деловой журналистики. Что надо сделать?
Надо выявить во всей стране лучших журнали-стов, которые пишут на
экономические темы в каждом регионе. По 2-3 человека в 50-ти ре-гионах.
Т.е. надо выявить 100-150 человек и создать из них сеть. Первый
шаг - это список. А как сеть создается? Только с помощью работы.
То есть создается список и с ним начинают работать. Какие могут
быть формы? Например, надо время от времени их всех собирать и что-то
им рассказывать, привозить им министров по экономической политике,
господина Чернышева, чтобы он им про предпринимательские схемы что-нибудь
рассказывал и т.д. Или привлечь для этого лучших московских журналистов,
чтобы они устроили им школу журналистского мастерства. Возможно
их надо отправлять в командировки, о которых они мечтают и т.д.
Тогда они будут счастливы и они будут наши. Это не подкуп - это
исполне-ние мечты. А потом эта сеть будет эксплуатироваться. Центр
дает этим людям что-то, чего у них нет, а за это они исполняют ту
работу, которая нужна центру. Причем не в смысле под-купа и сговора,
а например, мы решаем, что надо поддерживать концепцию снижения
нало-гов. Эта сеть должна долбить в своих изданиях о том, что низкие
налоги - это хорошо. То есть сеть выполняет социально значимую работу.
Сейчас власти наезжают на нефтяников и хотят поднять им налоги.
МС должен понять свою позицию и попробовать устроить взаимо-действие
между властями и нефтяниками на тему повышения налогов.
Главная задача МС - это воспитательно-образовательная задача. Региональные
жур-налисты должны начать понимать друг друга и понимать, что происходит.
Это задача струк-туризации общества. Вы не представляете какой унизительной
работой занимаются сегодня региональные журналисты. Они непрерывно
участвуют в кампаниях по поливанию грязью, в политической борьбе,
в экономической борьбе, в борьбе за передел собственности. Выборы
проходят одни за другим, и местные журналисты кормятся только за
счет участия в предвы-борных войнах. Дать им возможность делать
что-либо другое - это для них путь к счастью. Они почувствуют, что
есть совсем другая жизнь. Они будут счастливы, когда осознают, что
им нет необходимости участвовать в бесконечной выборной войне. Таким
образом, мы вы-водим этих людей с театра военных действий. Поэтому
это прежде всего социально-значимая задача.
Нам нужны менеджеры для следующей работы:
1) Выявить те самые 100-150 людей из заранее выбранных регионов.
Для этого надо понять, какие есть издания в регионах, какие из них
хорошие. Какие вообще есть журналисты.
2) Понять, а чем мы можем их привлечь. Как мы будем их развлекать?
3) Чему мы будем их учить и сколько это будет стоить?
4) Каким образом мы будем поддерживать с ними связь?
Эти вопросы можно продолжать до бесконечности.
Задача: создать такую географическую сеть журналистов. Для этого
потребуется не менее года, только через год можно будет надеяться
на какое-либо функционирование этой сети.
|