К оглавлению

 

 

 

III. ПРЕДМЕТНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СИМВОЛОВ "ТАБЛИЦЫ" ФОРМ

 

 

 

 

 

  

 

 

11. Структурные уровни материи и феноменология человеческой несвободы.

 Подпись:

Начнем заполнение нашего кроссворда с диагонали базовых форм в клетке-уиверсуме форм движения. Естественно интерпретировать их как иерархию "структурных уровней материи". Дело это для наших системщиков и методологов знакомое и привычное. И не только потому, что является частью реализации второго (по Боулдингу) подхода к построению теории систем. Тут еще, видимо, проявились какие-то черты национального характера, испытывающего нездоровую тягу ко всякого рода иерархиям и субординациям, – что не могло не отразиться и на результате.

Несколько утрируя, можно сказать, что в основе традиционного подхода к вопросу структурных уровней лежит незатейливая идея "от маленького и простого – к большому и поэтому сложному". Соответственно, популярную субординацию уровней образуют физический (элементарные частицы и атомы), химический (молекулы), биологический, "биогеоценотический" (планетарный, попросту говоря), затем уровень отдельных звездных систем, звездных скоплений, галактик, метагалактик и т.п. насколько хватит астрономической эрудиции. Концептуальные муки сродни танталовым возникают при попытках воткнуть в эту иерархию во имя ее универсальности еще и "социальную форму движения материи"...

Нет ничего более унылого, чем логическое обоснование или опровержение такого рода идей. Когда Дмитрий Иванович, поколдовав над своим пасьянсом, призвал химическую общественность изменить экспериментально установленные (не им) атомные веса урана, индия и церия, у экспериментаторов были все основания отослать его заниматься любимым делом[1]. Это неслыханное вторжение с новым уставом в устоявшийся монастырь казалось безосновательным, алогичным. Но то было явление новой логики – логики Таблицы.

Обоснования и объяснения по поводу каждой из вводимых ниже интерпретаций будут сведены к минимуму. На самом деле, роль такого обоснования-объяснения играет последовательное заполнение "таблицы".

За основу здесь принято разделение всех форм движения на три уровня, предложенных Тимофеевым-Ресовским: молекулярно-генетический, онтогенетический и популяционный.

"На молекулярно-генетическом уровне основные внутриклеточные управляющие системы ... осуществляют авторепродукцию клеток и организмов и передают наследственную информацию от поколения к поколению. На этом же уровне через изменение структурных элементов (мутации) определяется элементарная наследственная изменчивость, лежащая в основе эволюционного процесса.

Любая из возможных научных гипотез возникновения жизни на Земле исходит из появления (каким образом – для настоящего рассмотрения безразлично) авторепродуцирующихся макромолекул."[2]

"Онтогенез организмов совершается, по-видимому, вследствие существования саморегулирующейся иерархической системы управляющих систем, определяющей согласованную реализацию наследственных признаков и свойств и работу управляющих систем во времени и пространстве в пределах особи. Онтогенетический уровень пока является наименее ясным теоретически вследствие недостаточной разработанности общей теории индивидуального развития.

...На онтогенетическом уровне организации происходит не только реализация и апробация генетической информации, получаемой с молекулярно-генетического уровня, но и в материальной форме образуется большая часть эволюционных новообразований, в том числе и таких, которые определяют возникновение следующего уровня организации – популяционно-видового..."[3]

"На популяционном уровне в ряду поколений протекает исторический процесс изменения форм организмов, приводящий к образованию пусковых механизмов эволюции, дифференциации, возникновению адаптации, видообразованию и (в конечном итоге) к эволюционному процессу.

В известной нам форме организации жизни на Земле ни молекулы, ни отдельные особи не могут быть элементарными единицами эволюционного процесса. Как показано далее, в качестве такой элементарной единицы... может рассматриваться лишь популяция".[4]

Биологическая точка зрения, профессионально присущая авторам, помогла им избежать распространенного искажения масштаба и не переносить структуру университетских факультетов на структурные уровни материи: физическая и химическая формы движения материи являются лишь частными подуровнями внутри объемлющей их молекулярно-генетической формы движения.

Однако всякое, даже выдающееся творение ума и рук человека, чтобы отличить его от подлинных произведений Творца, всегда снабжено каким-нибудь родимым пятном или очевидным изъяном. Так и авторы пытаются ввести представление еще об одном, четвертом этаже своей конструкции – уровне биогеоценоза.

"Популяция, хотя и является самостоятельной эволюционной единицей, способной к длительному существованию и трансформации, всегда существует в определенной среде, ... являясь составной частью биогеоценоза. Биогеоценоз выступает при этом рассмотрении как конкретная среда протекания процесса эволюции, ... и как единица следующего, более высокого уровня, который сам подвержен определенным эволюционным преобразованиям."[5]

Ничего более определенного сверх того, что четвертый уровень – это "конкретная среда протекания" для третьего, авторам сказать о нем не удается. Это и понятно. Дело в том, что биогеоценотическая среда планет является одним из необходимых (но недостаточным!) условий для существования первого, молекулярно-генетического уровня[6]. Другие необходимые условия – наличие планетных систем, звезд, галактик и всего Космоса в целом. "Большое" содержится в "малом". Жизнь – не планетарный, а космический феномен. Впрочем, "апофатически" это доказано давно: как показали расчеты, для того, чтобы жизнь зародилась по рецепту академика Опарина, его коацерватным бульоном пришлось бы залить не Землю, а как раз всю Вселенную. Есть и катафатические аргументы: энергия, связывающая части внутри "элементарных" частиц, может быть столь огромна, что в пересчете по формуле Эйнштейна она эквивалентна массе целых звездных систем. Прав (хотя и не оригинален) был известный борец с эмпириомонизмом: внутри электронов таятся галактики. "Микро" содержит в себе "макро".

Итак, интерпретация чистых форм движения первого порядка:

@1молекулярно-генетические формы движения;

@2онтогенетические формы движения;

@3популяционные (эволюционные) формы движения.

Человек стоит на вершине колоссальной пирамиды форм движения, уровней сложности материи. Но эта пирамида в линзе человеческого хрусталика переворачивается, превращается в пирамидальную бездну. И со дна ее, из глубины взывает человек к своему Господу в "песне восхождения"[7]. Природа отчуждает человека от Бога, выступает гегелевским ветхозаветным отчуждением[8]. Она воспринимается как иерархия форм порабощения чуждыми природными силами, степеней человеческой несвободы. При этом ближайшими, наиболее очевидными формами несвободы оказываются высшие формы движения, непосредственно предшествующие человеку на "эволюционной" лестнице.

Популяционно-видовой пласт форм движения первым предстает перед ним как царство социальной несвободы, общественных форм закрепощения человека. Человек здесь – всего лишь разменная монета истории, особь в людском стаде: живая сила на охоте и возведении пирамид; подневольный участник ритуальных плясок и исполнитель чуждых ролей человеческой трагикомедии; шаблонный ум, обреченный воспринимать других и выражать себя через социальные стереотипы "понятий".

Царство экзистенциальной несвободы образуют онтогенетические формы движения. Человека несет безжалостный поток, который выплескивается на свет гейзером рождения и втягивается холодной воронкой смерти. Тело гнетет его отчужденной физиологией своих отправлений, архаикой рефлексов, фантомными болями в отнятых конечностях. Он терзается безотчетными страхами и предчувствиями, испытывает неконтролируемые эмоциональные взлеты и спады, в моменты решающих испытаний его внезапно может оставить воля. Его мучают прорывы и провалы памяти, посещают нежданные откровения, пугают вещие сны.

Мир отчуждения венчает царство космической несвободы, образуемое генетическими формами движения. Человек отягощен проклятьем материи, адом ее эволюции, тайна которой запечатана в генетическом коде и замурована, как чума в склепе, в каждой клетке его тела. Единое человечество рассечено на поколения – узкие пласты толщиной в человеческую жизнь, и непроницаемые пластины времени навсегда отрезают потомков от предков, любящих от любимых, учеников от учителей. Люди разделены безднами пространства, да и сама Земля затеряна на периферии пустынного архипелага бессмысленно мерцающих звезд, и вся Вселенная подобна дороге в город Градов: "Уныло гудели маломощные паровозы, готовясь к одолению скучных осенних пространств, полных редкой и убогой жизни."[9]

 

К оглавлению


[1] Во избежание недоразумения напомним, что Дмитрий Иванович обожал мастерить чемоданы.

[2] Н.В.Тимофеев-Ресовский и др. Краткий очерк теории эволюции. М., "Наука", 1977 г., стр. 18.

[3] Там же, стр. 19-20.

[4] Там же, стр. 21.

[5] Там же, стр. 21-22.

[6] Собственно, здесь речь идет о первом значении термина "биоценоз": о системной динамике таких факторов, как ландшафт, параметры атмосферы, состав почвы, влажность, температурный режим, радиационный фон, сила гравитации, освещенность и т.п. Взятый в этом значении, "биоценоз" входит в "молекулярно-генетический" структурный уровень материи. Второе значение термина "биоценоз" – система взаимодействующих популяций. Взятый в этом значении, "биоценоз" входит в широко понимаемый "популяционный" структурный уровень, который можно также называть "эволюционным".

[7] Псалом CXXIX.

[8] Об ином, "новозаветном" значении термина "отчуждение", которое он приобрел в дискуссиях, последовавших за опубликованием марксовых рукописей 1844 года, сказано ниже в Дополнении 1.

[9] А.Платонов. Город Градов. Цит. по памяти.